ЯО Л.М. СОЦИАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ РОССИЯН Для исследования происхождения системы экологических ценностей россиян необходим исторический анализ. Каждое сообщество людей долго вырабатывает , а затем долго сохраняет системы надындивидуальных ценностей. Э.Дюркгейм считал, что в каждом человеке есть два сознания: личное, которое представляет и устанавливает индивидуальность, и групповое, общее для какой либо группы, в которую человек входит в силу своего рождения, национальной, половой, возрастной, профессиональной принадлежности. Поскольку эти два сознания сосуществуют в одном носителе - индивиде, они должны быть солидарными, из чего вытекает солидарность всего общества в целом. Основная система ценностей, или, как считал З.Фрейд, матрица личности, закладывается в первые годы жизни, в семье. Дело в сильной эмоциональной зависимости между членами первичной родственной группы, в силу чего появление в сознании индивида этих базовых ценностей является импульсом к определенному действию. Эта цепочка - “ценность-действие” - служит социальным архетипом, моделью поведения, передающейся от поколения к поколению. Социальный архетип существует в сознании на невербальном уровне, чаще всего не рефлексируется им. Ценностно-ориентированное действие заложено в психике гораздо глубже, чем целерациональное, существующее как элемент развитой рефлексивной структуры сознания, поскольку ценности опираются на эмоционально-чувственную, иррациональную сторону сознания. Экологи и активисты природоохранных движений Сибири и Дальнего Востока считают, что значительная часть россиян, проживающая в данном регионе, сохраняет системы ценностей по отношению к природе, свойственные первопроходцам, покорителям вновь открываемых земель, а также менталитет крестьян, ведущих подсечно-огневое земледелие, переросший в устойчивый стереотип пиротехнического природопользования. Огонь применяют в сельском хозяйстве для расчистки пашни, пастбищ, сенокосов, на охоте, в дорожном строительстве, в городском хозяйстве, в туризме и рекреации. Наземные экосистемы горят на Дальнем Востоке ежегодно, и в 90 процентах случаев в лесных пожарах виноваты люди. Летом 2001 года в Приморье выгорело 50 тысяч гектаров тайги, огонь подступил вплотную к городу Хабаровск, на несколько дней прервал воздушное сообщение. Специфика многовековой колонизации Дальнего Востока состояла в избытке сельхозугодий по отношению к населению, способному вести интенсивное сельское хозяйство, поэтому единственно доступным и широко распространенным орудием труда был огонь. Его применение стимулировало захватное право на землю, которого придерживались пионеры-землепроходцы. В реальной жизни это право означало возможность брать у природы столько, сколько человеку хотелось, без оглядки на юридические нормы, законы. Указы, поскольку эффективного контроля со стороны государства в этих регионах никогда не было и нет в современный период развития. Этот стереотип поведения изменить чрезвычайно сложно, поскольку он базируется на социальном стереотипе, унаследованном от предыдущих поколений и репродуцируется в семье. Изменить менталитет огромного большинства людей по отношению к природе можно только путем институциализации новых социальных норм, их проникновения в эмоционально-иррациональную сферу сознания.
|
||||||
|
©OOO"AN"Gradient-Iort"